Прочитайте, как обстоят дела у сайта Дневников и как вы можете помочь!
×
  • ↓
  • ↑
  • ⇑
 
Записи с темой: История (список заголовков)
04:32 

Сопутствующий ущерб

Пока ты ненавидишь, противник думает.
Сие есть сказ о том, как кардинал Ришелье с еропланом встретился.
Это... в целом, фанфик, на серию Эрика Флинта "1632", но Эрик Флинт фанфики любит, одобряет, и печатает в специальном журнале, так что это - можно считать каноном.
Перевод мой. Всем желающим - в качестве предновогоднего подарка, остальным - забавы для. Я, ясное дело, тут ни на что не претендую и выгоды не извлекаю.

Название: Collateral Damage (Сопутствующий ущерб)
Автор: Майк Спеар
Оригинал: тут
Предупреждение#1: АИ и АУ
Предупреждение#2: Я совершенно не разбираюсь в самолетах, вот вообще, а перевод сделан на очень скорую руку. Поэтому с терминологией я скорее всего... да что там, совершенно точно - напортачила. Если у кого есть предположения, о чем там на самом деле речь - буду рада исправить.

Однo-единственное событие может пробудить в нас
совершенно незнакомого нам человека. Жизнь - это медленное рождение.
-Антуан де Сент-Экзюпери

Смелым - под кат.

@темы: Хозяйке на заметку, Твари и сотвари, Ришелье, Переводы, Литература, История, XVII век

03:57 

И опять дон Фернандо...

Пока ты ненавидишь, противник думает.
Пробежалась тут на досуге по списку возможных причин смерти кардинала-инфанта. Это, все-таки, дурдом...


Рубенс. Деталь эскиза "Триумф инфанта Фердинанда".


Варианты

*Мрачно* В общем, его высочество сам, по-моему, не понял, от чего умер.
А я тут страдаю :facepalm3:

@музыка: В. Высоцкий - "Прерванный полет"

@темы: Хозяйке на заметку, Кардинал-инфант, История, XVII век

18:14 

lock Доступ к записи ограничен

Пока ты ненавидишь, противник думает.
Закрытая запись, не предназначенная для публичного просмотра

URL
00:19 

На память

Пока ты ненавидишь, противник думает.
Позавчера, между прочим, было 812 со дня смерти Ричарда Львиное Сердце. А я и проворонила, со всеми этими сессиями и холиварами. Писать новое сейчас некогда, так что перетаскиваю сюда старый, слегка переработанный, пост с ли.ру. На память. Соскучилась я по синеглазому.

О скверном монархе замолвите слово


...Он говорил по-французски и теперь это принято ставить ему в укор. Мол, английский король, а за десять лет правления в Англии провел едва несколько месяцев, и так и не удосужился выучить английский язык. Какой он после этого, к черту, английский король? Да никакой. Он и не рассматривал себя, как английского короля, в общем-то. Он рассматривал себя, как хозяина своих земель.

Ричарда просто принято рассматривать в контексте Англии. Скажи: "Ричард Львиное Сердце", и сразу пойдут ассоциации - Робин Гуд, шериф Ноттингемский, принц Джон... В фольклоре, в легендах он - архитипичный царь, до которого далеко, эдакий отсутствующий король Артур, который когда-нибудь вернется и ужо наведет порядок. В литературе его рисуют то зерцалом странствующего рыцарства, то, в более поздних версиях, коронованным психопатом. Историки любят ругать его за безолаберное отношение к управлению Англией.

Но почему, собственно - Англия? Ну, да, титул короля Англии был самым высоким из имеющихся у Ришара Кёрдельона, но сама-то Англия, как таковая, составляла едва половину его владений. Посмотрите на карту: добрая половина образования, которые сейчас принято называть анжуйской империей, находились на континенте, в современной Франции.



Все оттенки желтого - земли, рассматривимые Ричардом, как "мое, вообще-то". Причем это не земли, которые он у кого-то отвоевал, дабы удаль молодецкую показать, а земли, связь с которыми ему так или иначе досталась от отца. Что-то старик Генрих завоевал, что-то так выцыганил, на чем-то женился... А досталась эта империя без титула - Ричарду. Англия давала ему право называть себя королем, но земли во Франции были для него важны ничуть не менее, а то и более.

Именно на эти земли с весьма недвумысленным интересом смотрел "отец-основатель Франции" Филипп Август, именно из-за этих земель Ричард провел два года в плену и... скажем так, много лет - с оружием в руках. Что угрожало Англии в отсутствие ее короля? Повышенные налоги, злоупотребления местных баронов, вялые интриги малыша Джонни. Да Господи, какой стране такой бардак не угрожает всегда, в большей или меньшей степени?

А во Франции шла война. Когда дипломатическая, когда открытая, но постоянная и напряженная, с перерывом - и то не полным - лишь на третий крестовый. И войну эту Ричард выиграл, в конечном счете. На момент его нелепой гибели Филипп Август уже отступился, ибо при всей своей лисьей хитрости справится с Ричардом он не мог - Ричард, быть может, не особо блиставший на поприще дипломатии (хотя и полным недотепой он не был, один мир с Саладином вспомнить), с лихвой компенсировал энергией и военными талантами. Другое дело, что его внезапная смерть стала и концом его империи - Иоанн Филлипу был не соперник. Да и кому он вообще был соперник, этот король-основатель демократических свобод...

Мы меряем Ричарда мерой современного мира. Мира, в котором есть англичане и французы, в котором централизующееся государство создало понятие "нация". В двенадцатом веке Англия и Франция были географическими названиями с закрепленными при них статусами. Не было англичан и французов - были вассалы короля Английского и короля Французского - и вассалы герцога Аквитанского, и вассалы графа Анжуйского... Кто ж знал, что именно Англия станет Великобританией? Тогда английский язык еще даже не сформировался толком из англо-саксонского и норманно-французского. Под рукой Ричарда было полтора десятка народностей, каждая со своим языком и культурой - и англо-саксы, и норманны, и бретонцы, и корнуольцы, и гасконцы, и провансальцы... Помните языки "ок" и "уа" из "Айвенго"? Думаете, их Вальтер Скотт придумал? Да задайся Ричард целью понимать абсолютно всех своих подданных, он бы всю жизнь только тем и занимался, что учил языки. Он, кстати и так владел как минимум четырьмя языками - латынью и разными "французскими".

Насколько я знаю, никто ни разу не обвинял кардинала Ришелье в том, что он редко посещал Бретань и не говорил по-бретонски. Ну, извините, был занят Францией в целом. Просто в доказательство его работы у нас сейчас есть централизованная Франция, а анжуйская империя Ричарда канула в Лету. Не сложилось. Может, проживи он подольше, и по-другому бы вышло. Он умер-то совсем молодым, в сущности, сорок два года: его столь уважаемый историками отец в этом возрасте еще только-только взялся за ум и законодательные реформы. Но Ришар Кердельон на то Кердельон, чтоб подворачиваться под шальные стрелы.

Я не хочу сказать, что Ричард Львиное Сердце был образцовым монархом и гениальным политиком, нет, Боже упаси. Но он не был и тем безмозглым рыцарем, которым его сейчас почему-то воспринимают. Крестовый поход, в который он "безответственно" ушел, не был ни его затеей, ни, по большому счету, его выбором. Сходить до Палестины намеревался еще его великий, по оценкам историков, папаша, который и договорился о совместном походе с Филиппом Августом, которого в невнимательности к милой Франции тоже не обвинишь, и который в этот самый Третий крестовый таки сходил. А добрый император Фридрих, тоже не последний идиот в смысле государственности, не только сходил, но еще и не вернулся, погибнув по дороге. Оно, конечно, Ричард от этого культурно-массового мероприятия получил куда больше удовольствия, чем прочие высокопоставленные участники, но политически там все было вполне обоснованно.

Может быть, все-таки не совсем честно судить о его государственной деятельности Ричарда только по тому государству, которое, в его глазах, было всего лишь придатком, провинцией, частью гораздо большего целого? Это все равно, что судить о деятельности Ришелье через историю Бретани. Тихий же ужас: налоги дерут, с англичанами и испанцами зачем-то гонят воевать, насаждают чужой язык и культуру...

@темы: Хозяйке на заметку, Ричард Львиное Сердце, История

17:58 

Доступ к записи ограничен

Пока ты ненавидишь, противник думает.
Закрытая запись, не предназначенная для публичного просмотра

URL
21:49 

Вопрос

Пока ты ненавидишь, противник думает.
Народ, а кто что знает про исторические изменения человеческого роста?
А то мне тут родитель как-то мрачно заявил, что байки это все про мелкого Наполеона, а что форма гренадерская как на ребенка - так это шерсть села.
Википедия в качестве истории человеческого роста выдала только статистику по странам за девятнадцатый век - так там средний рост колеблется от 1.62 м в Италии до 1.72 в Австралии.
Статья в Маклинс утверждает, что человеческий рост уменьшался с 11 века (1.73м) до семнадцатого (1.65м). Тоже не то, чтоб совсем лилипуты.

С другой стороны, я точно помню, как лет восьми-девяти от роду видела в музее доспехи на взрослого мальтийского рыцаря пятнадцатого века. И размерчик был как раз мой, а росту во мне тогда было хорошо если 1.40м. Доспехи-то от времени не сели? Тогда что за недоросток мне попался? :hmm:

@темы: История

21:48 

lock Доступ к записи ограничен

Пока ты ненавидишь, противник думает.
Закрытая запись, не предназначенная для публичного просмотра

URL
21:24 

Гм...

Пока ты ненавидишь, противник думает.
На самом деле, когда я не могу сконцентрироваться на Тридцатилетней войне, когда именно на ней сконцентрироваться и надо - это признак того, что жара достигла уже каких-то апокалиптических размеров...

Нет, фигу. Сейчас съем мороженного и пойду таки разбираться с Валтеллиной.

А это Нёрдлинген. Для вдохновения.


@темы: О канадских лесорубах, Кардинал-инфант, История, XVII век

23:56 

Заглянув в Избранное

Пока ты ненавидишь, противник думает.
Нет, я про Вторую Мировую Войну и так молчу в тряпочку, дорогой дайрик. Всегда. По определению. Особенно девятого мая. Вот именно по этой причине.
Фашистов нельзя показывать человечными, да. Они Враг. Они нелюди, нечисть, орки, темная сторона силы и их можно только высмеивать и уничтожать. Да. Конечно.

"Не надо так реагировать, мой мальчик. Ни добро, ни зло победить не могут. Они просто постоянно меняются во времени. Сегодня - добро, завтра – зло. Кроме того, что они меняются местами, они еще меняются сами по себе. Что сегодня называют добром, завтра станет злом, и наоборот. Это и есть суета человеческая. Любые катаклизмы побеждает только жажда жизни. Выжги землю – рано или поздно появятся ростки – это жизнь. И она побеждает, поддерживая иллюзию бесконечности.
В любой войне нет хороших и плохих – есть победители и побежденные. Победители ведут себя как мерзавцы. Всегда. И в этом нет их вины. Это закон природы. Именно поэтому победителей не судят. Потому что они не виноваты. Так устроен мир. Судят только побежденных. Потому что они виноваты дважды. Во-первых, тем, что ввязались в драку, в которой проиграли, во-вторых тем, что провоцируют несчастных победителей на многочисленные гнусности. А побежденные пытаются выжить. Если им это удается, то рано или поздно они сами становятся победителями и не меньшими мерзавцами, соответственно. Судя по тому, что я наблюдаю в вашей войне, вы столкнетесь с этим очень скоро. И тогда ты поймешь, как я прав. Ничего не меняется. Никогда. Добра и зла нет. Есть только субъективная оценка происходящего."
(с)

Да поняла. Давно поняла.
Смотреть на это тошно, но реагировать так, действительно, бессмысленно.
Будем бороться. С реакцией.

@настроение: Империя Зла. Империя Очень Зла.

@темы: Viva Verona, А за окном..., История, Та Сторона, Что хотел сказать геккон...

19:00 

Венгры окружают...

Пока ты ненавидишь, противник думает.
В Википедию все-таки иногда полезно заглядывать.
Ну кто бы мог подумать, что князь Трансильвании, которого я с подачи некоторых печатных источников последние полтора месяца уверенно именую Bethlen Gabor - сокращая иногда до просто Габора - по факту оказался венгром, и, как следствие, Габриэлем Бетленом?.. Да еще и фон Иктаром в довесок.
Вот, кстати, кто в Тридцателетней войне менял стороны, как перчатки...

@темы: История, XVII век, Языки

20:35 

О борьбе бобра с козлом

Пока ты ненавидишь, противник думает.
Или попытка выведения всеобщей теории всего.
Шучу )) Это просто смутная идея, которую я уже довольно давно мусолю. В данный момент сформулировалась в ходе нашей с Синей Звездой беседы о несоответствии технического прогресса прогрессу социальному.

читать дальше

@темы: О канадских лесорубах, История, А за окном..., Rivendell

06:46 

370 лет

Пока ты ненавидишь, противник думает.
С освобождением.




Кажется, опять накрыло...

@темы: История, XVII век, Ришелье

09:51 

lock Доступ к записи ограничен

Пока ты ненавидишь, противник думает.
Закрытая запись, не предназначенная для публичного просмотра

URL
05:54 

Пикспам с вопросами

Пока ты ненавидишь, противник думает.
Гляжу я на вот этот шедевр Лелуара:



...и мучают меня два неразрешимых вопроса:
1) Как правильно называется эта надетая на кардинале сине-зелёная... вещь?
2) Почему она сине-зелёная?

Если бы можно было всё списать на буйную фантазию замечательного, но сравнительно современного художника, я бы так не мучалась. Однако такой предмет гардероба у его высокопреосвященства, по-видимому, действительно был. И он его действительно носил. Причём так, что опознать в нём лицо духовное можно было, только зная его в лицо. Ну и по окружению ещё, да. Кардинал в свите короля - это примерно как шило в мешке.




Вопрос: Почему г-н кардинал в сине-зелёном?
1. Первый художник был дальтоник, а Леруар повторяет. 
1  (8.33%)
2. Это вовсе не г-н кардинал! А отряд гвардейцев тут просто прогуливается. Совершенно случайно. 
2  (16.67%)
3. Чтобы ларошельским снайперам жизнь малиной не казалась. 
2  (16.67%)
4. Однажды мадам де Комбале так достала дядюшку вопросом "так какой же оттенок красного покупать"... 
2  (16.67%)
5. А пуркуа па бы и не па? 
4  (33.33%)
6. Свой вариант в комментариях. 
1  (8.33%)
Всего: 12
Всего проголосовало: 8

@темы: Хозяйке на заметку, Ришелье, История, XVII век

09:27 

Не удержалась

Пока ты ненавидишь, противник думает.
Злое Сердце вынесла мне мозг, подсунув фильм "Богдан Зиновий Хмельницкий". Нет, она мне сразу честно сказала, что там трэш, угар и смерть здравого смысла. Но ещё она сказала, что там Вишневецкий. А поскольку Вишневецкого нет больше нигде... ну, вы поняли.

От фильма у меня встали дыбом волосы и в очередной раз проснулась прямо-таки нежная любовь к "Огнём и мечом" Гофмана. Я поняла, за что же я так люблю ОиМ (ну, кроме безумно красивых костюмов и князя Яремы). За уважение к противнику.

Польский фильм. Снятый по роману польского как бы националиста. При этом там умный Хмельницкий с благородными целями, красивый Богун с вострой саблей, и лихое казачество, которое дважды дало прикурить самой страшной кавалерии Европы, а в финале Ярему отпустило из Збаража живым только потому, что татары предали. Кстати, у татар, которые, казалось бы, и вообще Мировое Зло Тм, тоже есть крутая кавалерия, меткие стрелки и очаровательный Ольбрыхский Тугай-Бей, хотя хан у них и странноватый, да. Со стороны поляков же, в свою очередь, имеются, окромя Скшетусского-на-белом-коне, алчные Курцевичи, трусоватый пан Заглоба, плутоватый Женжан, "Детина, Латина и Перина" в роли командования, и, наконец, сам Ярема "Казачий ужас" Вишневецкий, который, конечно, гениальный полководец и отец солдатам, но восстание рвётся топить в крови а неприкосновенного посла и вовсе сажает на кол. И всё это - под припев об ужасах гражданской войны и пролитой братской крови. Ну и под польскую - и украинскую! - народную музыку в эпической аранжировке.

Теперь берём "Богдана Зиновия Хмельницкого" и сразу кладём обратно на место, чтобы сберечь нервы. Во-первых, пафос. Нет, не так. ПАФОС. Главный герой - Хмельницкий - вообще, по-моему, нормальным тоном говорить не умеет. Всё с хрипотцой, с придыханием, с подтекстом РОДИНА СМОТРИТ НА ТЕБЯ ЗАЖМУРЕННЫМИ ОТ УЖАСА ГЛАЗАМИ И ЖДЁТ ПОДВИГА! Извините за капслок, но он правда так разговаривает. Даже когда шёпотом.

Во-вторых, сценарий. Начался фильм с осады Збаража. Той самой, который ОиМ заканчивался. Первым делом в Збараж пришёл посол Хмельницкого и предложил сдаться без боя. Ярема Вишневецкий - хрупкое белокурое существо с печатью вырождения на лице, в трогательно сдвинутом на затылок шлеме-ерихонке - попытался пафосно высказаться насчёт всяких холопских гетманов с дурацкими предложениями, но на фоне ПАФОСА Хмельницкого его пафос звучал, как лепет обиженного ребёнка. Хмельницкий, получив ответ, заявил, что от Вишневецкого другого и не ждал и приказал прекратить штурм и взять Збараж в СМЕРТЕЛЬНУЮ ОСАДУ. После чего на экране показали ещё немножко стреляющих пушек и казаков, пытающихся пограбить рандомный костёл. Где они нашли костёл под осаждённой крепостью, осталось невыясненным, но, видимо, нашли именно там, потому что попытку погрома присёк лично Хмельницкий, толкнув пафосную речь про уважение к чужой вере.
После этого камера вернулась в Збараж, где белокурый Вишневецкий примерял на жену ожерелье и плакался ей на тяготы осады.
Плакался. Со слезами на глазах. Жене. В Збараже.
Пока Вирд хлопала глазами и пыталась сообразить, что делает в Збараже давно усланная в тыл княгиня, камера вернулась к Хмельницкому, который с вытращенными глазами вещал атаманам, что штурмовать Збараж не пойдёт, потому что ему жалко проливать их кровь. Когда атаманы завякали, что им своей крови не жалко и вообще они на Хмельницкого молятся, как на икону, гетман выхватил саблю и попытался отсечь одному из них голову. Правда, в последний момент передумал.
А белокурый Вишневецкий, тем временем, тоже разруливал проблемы с подчинёнными. Подчинённые ворчали, что кругом "смертельная осада", помощи от короля не будет, даже если он придёт, и вообще лучше сдаться Хмельницкому, пока живы. На что князь с укором возопил "да у вас не осталось от страха ни капли вашей храбрости!" Благородная шляхта зависла, чувствуя в словах предводителя какой-то подвох, но не в силах найти логическую ошибку. Князь, не давая им прийти в себя, объявил танцы и попойку, но толком расслабиться полякам не удалось - пришёл очередной посол Хмельницкого с перехваченным письмом Яремы королю.
Ярема обиделся, впал в истерику, и вызвал посла на дуэль.

На этом месте ковшик у российского спортсмена сломался и Вирд сползла под стол с беспомощным уыыыыыыыыы.
Хуже поставленного поединка я в жизни не видела.
Действие, замедленное на абсолютно идиотских телодвижениях - тормознутые зрители, которые не догадались даже на пару шагов отойти от бьющегося в истерике человека с колюще-режущем в руках - княгиня, лезущая под руку занятому поединком мужу с воплями "боже милостивый!" - фехтование в стиле Эррола Флинна "бац-бац по клинку противника" - и, как итог всего этого апофигея, сын князя.
...Нет, я молчу о том, что княжича, как и княгини, в Збараже не было и быть не могло, потому что в Збараж Вишневецкий отступал прицельно для того, чтобы сидеть там в осаде, а семью задолго до этого услал от греха подальше в тыл. Окей, АУ, не успели. Я молчу, что княгиня вела себя так, что должна была или сама подвернуться под клинок (потому что Ярема в неадеквате им размахивал во все стороны и ничего вокруг явно не видел) или мужа отвлечь с фатальными последствиями (если бы он вдруг случайно из неадеквата вышел и её заметил). Окей, ООС, Гризельда - дура. Но. При всём при том. Как могло великому воину (а они про Ярему так и говорили - "великий воин") прийти в голову посреди яростного поединка броситься на колени и обнять ребёнка? Вот как?! Уыыыы...

Дальше Вирд смотрела через пень колоду, потому что выносить пафос такого градуса в сочетании с идиотизмом такого градуса долго невозможно. Но мельком были отмечены:
осторожно, там бугага

И теперь я вот сижу и думаю: а не было ли сие произведение украинского кинематографа комедией? Я не верю, что такой бред можно снять на полном серьёзе. Крылатые гусары в пешей атаке.... уыыы... :facepalm3::facepalm3::facepalm3::facepalm3::facepalm3:

Зачем столько ненависти к полякам? Зачем нимб Хмельницкому? Зачем разбитые бандуры и припадочный Ярема? Неужели такая победа над таким врагом греет кому-то самолюбие? Что это сейчас было, люди добрые?!

@темы: XVII век, История, Князь Ярема, Фильмы

18:28 

lock Доступ к записи ограничен

Пока ты ненавидишь, противник думает.
Закрытая запись, не предназначенная для публичного просмотра

URL
00:05 

Немного о викингах

Пока ты ненавидишь, противник думает.
Нет, это были не британские учёные. Это были австралийские. За что купил, за то и продаю, но...

...Товарищам австралийцам попала вожжа под хвост и они внезапно решили изучить кости викингов-завоевателей, найденные в английских захоронениях, на предмет пола их хозяев. Поскольку практически во всех захоронениях присутствуют щиты-мечи и прочие предметы мужского обихода, раньше считалось, что все эти захоронения - мужские.
Результаты австралийцев слегка ошарашили. Из четырнадцати покойников семь оказались мужчинами, шесть - женщинами, и ещё один - слишком плохо сохранился, чтобы определить пол с достоверностью.
Одно из захоронений, кстати, было братской могилой на троих. Из неё извлекли три меча и три тела. И все три тела на поверку оказались женскими О_о

Вот такая вот прикладная историография. Меч - значит, воин; воин - значит, мужик. Логично? Логично. Но, как оказалось, у викингов логика была не совсем такая, как у археологов девятнадцатого-двадцатого века...

@темы: История, Гибрид рейтара и шлагбаума, Хозяйке на заметку

09:53 

"Три мушкетёра" для кардиналистов

Пока ты ненавидишь, противник думает.
Роман Дюма "Три мушкетёра" можно читать, как минимум, двумя способами.
Можно читать - как, видимо, и задумывалось автором - авантюрно-приключенческую историю про четырёх лихих дворян, сражающихся за честь и любовь.
А можно - как уголовно-политическую, про четверых безбашенных бретёров, которым закон не писан, вставляющих палки в колёса государственной машины.
Оба подхода, конечно, крайности, но экранизации, по каким-то загадочным причинам, имеют тенденцию впадать в первую из этих крайностей.

Так вот, господа кардиналисты, и на нашу улицу пришёл праздник. Сергей Жигунов, случайно или нарочно, снял вторую.



Спойлеры, поиски смысла и очень много кардинала.

В общем, из этого сериала при желании много ещё чего можно выловить. Под боевым задором и комедией абсурда этого сразу не заметно, но история-то, похоже, в кои-то веки, не о том, как гасконец покорил Париж. А о том, как Париж с трудом пережил гасконца.

@темы: Что хотел сказать геккон..., Фильмы, Ришелье, Литература, История, Viva Verona

22:33 

Ищите и обрящете

Пока ты ненавидишь, противник думает.
Аааа, что я нашла сегодня на ланче.
Чтения в императорском обществе истории и древностей российских при Московском Университете, 1888.

Там архаичный спеллинг, много отсылок к первоисточникам и, о счастье, дореволюционное отсутствие проповедей о борьбе за свободу. И заодно отсутствие великопольского презрения к черни казачьей.
И там наконец есть Иеремия Вишневецкий. Там есть много Иеремии Вишневецкого. Там весь второй том про Иеремию Вишневецкого.
Там есть подробно про его отношения с соседями, казаками, короной, верой и экономикой.
Там, судя по наскоро мной пролистанному, есть спокойное описание восстания Хмельницкого, без истерики и ненависти к одной из сторон.
Кажется, в эти выходные я для мира не существую.

Для затаравки, коротенький отрывок о том, почему бунт на Вишневетчине не удалось подавить (орфография сохранена):

читать дальше

UPD: Насчёт "без ненависти" я, кажется, немного погорячилась. Казаков Хмельницкого составители любят не особо, a Ярему совершенно определённо хвалят. Мол, трагедь, хотел человек, как лучше, но не учёл религиозные тонкости и получил гражданскую войну. Видимо, сказывается ассоциация между империей и порядком.
А ещё там пропаганда мирного труда и межнациональной толерантности. Это конец девятнадцатого века...
Чёрт, я тащусь с этой книги :hipno:

@темы: Князь Ярема, История, XVII век

06:23 

Гласъ вопіявшаго въ панской пустынѣ

Пока ты ненавидишь, противник думает.
Дочитала "Чтения".

1. Автор, видимо, всё-таки один. Потому что временами говорит о себе в первом лице. Но фамилии я его не засекла. Может быть, плохо смотрела, с форматированием там те ещё пилявцы. П.А. Кулиш товарища зовут.

2. Судя по "нашей Малороссии", он таки украинец. Или беларус.

3. Он полемизирует с Костомаровым. Костомаров мне почему-то казался продуктом более позднего времени. Ну, упс, буду в курсе.

4. Надо честно признать, что автор таки любит Вишневецкого. Эпитеты вроде "герой" и "ангелъ отмщенія" прилагаются. Я уж молчу о ласковом "наш Байдич" :laugh:

5. Тем не менее, за "нашим Байдичем" признали буйное поведение в сейме по делу Гадяча, панику (!) под Пилявцами, энное количество зверств по отношению к бунтующим и что самое страшное плохое знание русского языка. А, и ещё он не смог вовремя просчитать последствия своего католичества.

6. С другой стороны, если сравнивать с прочими персонажами, Вишневецкий, действительно, весь в белом. Влетело от автора всем: и обоим королям, и панству, и татарам, и казакам, и Хмельницкому лично, и - отдельно и очень много - Адаму Киселю, который старый лис и почему-то иезуит. Видимо, за компанию с иезуитом Хмельницким :laugh:

7. С третьей стороны, всё, кроме Киселя, аргументированно. Киселю как-то походя приписали мотивацию воздвигнуть себе "памятник любви къ отечеству". О каковом памятнике Кисель, справедливости ради надо признать, действительно заикался. Один раз. В самом начале. Но списывать все его вполне логичные, пусть и безуспешные, попытки миротворчества, на эту одну амбицию?.. Упрощение всё-таки, имхо.

8. Вишневетчину жалко. Очень. Остальных тоже жалко, но Вишневетчину жалко особенно, потому что, чёрт, ну был же, был же шанс. Всё было - люди, ресурсы, лидер, идея. И нате вам казацкой удали пополам с религиозной враждой.

9. На самом деле, какая-то очень злая ирония есть во всей этой истории. В том, что обращение Вишневецкого в католичество - не то признак, не то причина его терпимости - дало Хмельницкому самое страшное оружие против него же. В том, что исключительно, нехарактерно для места и времени терпимый и хозяйственный князь на Лубнах в итоге превратился в жаждущего крови мстителя во главе полуразбойничего войска. Нет, я понимаю, почему. Но обидно же, чёрт, безумно обидно.

10. А книга всё-таки хорошая. С первоисточниками, логикой, и хотя бы попытками непредвзятости. Особенно в начале. Когда дело дошло до ужасов войны, автор, видимо, проникся материалом и его стало немного заносить на поворотах. А в начале всё просто на загляденье было.

@темы: Князь Ярема, История, XVII век

Torre de Marfil

главная